пятница, 6 мая 2011 г.

По следам Брик-Алгинского клада

Автор текста: Рафис Хасанов


Автор фотографий: Рафис Хасанов
По следам Брик-Алгинского клада - монета из коллекции

История одной монеты из коллекции

Для меня эта история началась в один из солнечных (чем особенно богата башкирская земля на период летних каникул) дней 1976 года. В перерывах между игрой в футбол, расположившись в тени вытянувшихся вдоль поля сосен я, копаясь в земле, где по преданию, когда-то был найден клад, обнаружил несколько монет.

Разглядывая на ладони серебряные пластины в форме круга с неровными краями размером в двухкопеечную монету СССР и надписями на арабском языке, я дал себе обет узнать историю этих монет.

Я начал собирать и изучать материалы о монетах того периода. Встречался и консультировался со специалистами.

Для учительницы Аксаковской средней школы ≤41 Рашиды Юсуповой эта история началась в далеком 1964 году. Тогда солнечным днем у деревни Брик Алга ученики были заняты на плановом мероприятии - лесопосадка. Школьники, следуя босиком по борозде, высаживали сосенки. Вдруг отполированный лемех вырвал из земли горшок и поволок за собой. Из образовавшегося на глиняном боку отверстия на землю рассыпались серебряные монеты. Так началась история крупнейшего клада золотоордынских монет, названного впоследствии Брик-Алгинским.

По утверждению ведущего специалиста по арабским монетам Г. А. Федорова-Давыдова, клад насчитывал около тысячи монет, отчеканенных в период с 1310 по 1365 год. Ценность клада для историков была огромна, но в наше время известна судьба лишь части монет. 159 из них хранятся в фондах Башкирского Национального музея, около трехсот было передано в музей Аксаковской средней школы, где какой-то ²умелец⌡ переплавил их в проволоку.

В настоящее время в моей коллекции сохранилась лишь одна монета и, сверяя ее с изображениями монет того периода на каталогах, я пришел к выводу, что она чеканена от имени хана Токты, сумевшего провести в Орде денежную реформу.

О том, кто закопал этот клад, мы вряд ли узнаем. Но нас больше интересуют сами монеты . свидетели далекого прошлого. Они ²видели⌡ бурные события четырнадцатого века, последнего века Золотой Орды.

Целая серия монет принадлежит чекану хана Узбека (1312-1342). Тридцатилетнее правление Узбека принадлежит к числу лучших эпох золотоордынского государства, обширные владения которого охватывали русские удельные княжества, Крым, Урал, Поволжье, Хорезм, часть Кавказа и казахстанских степей. Хан Узбек был в родственных связях с Москвой, Египтом и Константинополем. Арабский путешественник Ибн-Батута восхищался богатством и порядком в полукочевой державе Узбека. Воспитанный ревностным мусульманином, Узбек жаловал грамотность, что способствовало распространению его авторитета в мусульманском мире.

Монеты Узбека чеканились во всех его городах, где были монетные дворы. Чеканка была свободной, то есть любой человек имевший запас серебра в виде слитков, мог заказать на монетном дворе необходимое количество монет.

В Троицкой летописи сообщается ².умре царь Озбек, а Чанибек бысть царь и убил брата своего меньшого Хидербека. В лето 6850 (1342) царь Чанибек брата большого Тиньбека убил, а сам седее на царствии⌡. Вступив на престол путем братоубийства, Джанибек показал себя весьма распорядительным повелителем. Так же, как и его отец, он покровительствовал книжникам; и не только мусульманские, но и русские летописцы хвалили его: ².бе же сей царь Чанибек Азбекович добр зело к христианству, много льготу сотвори земле русской⌡.(Никольская летопись).

После смерти хана Джанибека в 1357 году, как свидетельствуют русские летописи, ²бысть в Орде смута велика⌡. Смуты эти продолжались вплоть до правления хана Токтамыша. Так, в 1359-1363 годах, всего за четыре года, в кровопролитных столкновениях сменились десять ханов. Среди них были и Бирдибек, Кульна, Науруз, Хызр, Тимур-Ходжа, Кильдибек и Мюрид, чьи имена встречены на монетах Брик-Алгинского клада. Некоторые из них правили столь короткое время, что имена их известны только по монетам.

Последний из ханов, чьи монеты вошли в состав клада, Азиз-Шейх, начал править в Гюлистане. В дальнейшем ему удалось стать ханом в Сарае ал-Джедид, о чем свидетельствуют монеты, но он недолго правил в стольном граде. В 768 году хиджры (1366/1367 гг.) Азиз-Шейх разделил судьбу ордынских царевичей, потерявших трон. Он был убит в результате заговоров.

Шестьсот лет монеты Брик-Алгинского клада ждали своего часа. Лишь в наши дни эти немые свидетели великой смуты вернулись из небытия, чтобы поведать миру о последнем, кровавом столетии Золотой Орды.

Еще будучи студентом, я решил снять документальный фильм о Брик-Алгинском кладе. Написал сценарий и обратился за помощью к Генеральному директору национального музея РБ Ильдару Акбулатову. Заочно я был с ним знаком . у меня хранились вырезки из республиканских газет с его статьями о Брик-Алгинском кладе. Выслушав меня он сказал, что там больше ничего нет. Узнав в каком году он в последний раз посетил места обнаружения Брик-Алгинского клада я показал ему свою монету, которая была найдена позже той даты, когда было принято решение ²Там ничего нет⌡. С любопытством, разглядывая монету, он достал из сейфа 159 монет из знаменитого клада и рядом с ними положил монету найденную мною.

Приглашая меня оценить натюрморт, созданный экспромтом, он заявил: ²Когда-то, они вот так лежали вместе в глиняном горшке. Для ровного счета ты должен мне ее подарить⌡. Разумеется, на его отказ помощь мне в съемках фильма я ответил отказом. На прощание он предупредил, чтобы я не проводил там раскопки.

Если бы я хотел разбогатеть, я бы взял в руки лопату, а не разглагольствовал бы о своих планах по всему свету. Тогда я решил обратиться к своим бывшим землякам . Брик-алгинцам. Председатель Сельского Совета Риналь Юсупов, сын той самой учительницы, которая обнаружила клад, выслушав меня, ответил . денег нет. По его совету я обратился за помощью к главе администрации Белебеевского района Шамилю Галимову . денег нет.

Я не хочу сказать, что мы топчем историю . под нашими ногами тайна. А культура всегда создавалась на деньги, которых нет. Сегодня многие утверждают, что прожить можно и без культуры. Согласен. Живут же калеки.

Рафис Хасанов

Фото автора

Комментариев нет: